Обо мне

Моя фотография
Стараюсь быть для своих маленьких подопечных другом, к каждому найти свой подход, понять, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. И надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми.

четверг, 29 июня 2023 г.

 Лексические игры на обогащение словаря в средней группе


Д/и «Все наоборот»

Цель: учить детей образовывать глаголы-антонимы.

Игровые правила: воспитатель объясняет детям правила игры: «Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую дочку звали Послушница, младшую – Упрямица. Упрямица любила делать все наоборот. Послушница соберет игрушки. Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица …. (интонацией незавершенности я стимулирую детей к ответу: откроет).  

Игровой материал: две обезьянки-игрушки.

Ход игры: 

Если принесет… (унесет), 

пришьет…(оторвет), 

вычистит… (испачкает), 

замолчит… (заговорит), 

повесит… (снимет), 

построит…(сломает),

откроет…(закроет)

включит…(выключит),


Лексические упражнения


 «Скажи какой?»

Цель: учить выделять и называть признаки предметов.

Игровой материал: игрушки.

 Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

«Это кубик. Какой он?»

Ответ ребёнка: «Он деревянный, маленький, синий… «

Если дети затрудняются, воспитатель помогает:

«А еще какой?» — «Твердый»

«Это зайчик. Какой он?»

 Ответ ребёнка: «Пушистый, большой, мягкий, белый...»

«Скажи, какой мишка?» – «Мягкий, пушистый, лохматый, большой…»

«Это мячик. Какой он?» - «Маленький, резиновый, полосатый».


«Кто больше слов скажет» 

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. 

Игровой материал: игрушки.

Воспитатель показывает детям картинку (белочка) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру. Тем самым дается детям простор для подбора слов разных частей речи и называния не только внешних черт персонажа: 

-Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; 

-она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки;

-запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. 

Аналогично дается задание и про других зверят: 

Зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; 

Мышонок с длинным хвостом, любопытный.


Игры на формирование синтаксической стороны речи 
в средней группе

«Почемучки – потомучки»

Цель: Активизировать в речи детей подчинительных союзов для связи предложений. Формировать умение пользоваться сложными предложениями.

Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться вопросы. 

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например, «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»


 «Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

Воспитатель:

Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.


Дидактические игры на словообразование

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных в единственном числе, закрепление навыков словообразования.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. 

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. 

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. 

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Страшный зверь».

Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных во множественном числе, закрепление навыков словообразования.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: воспитатель читает рассказ и делает паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова. 

Речевой материал: «У девочки Вари были кошка с …(котятами), собака со… (щенками), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами), свинья с … (поросятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенки, козлята и поросята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенки к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе), поросята к … (свинье).

«Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя.                     Нет (кого?) – нет ласточки.  Нет (кого?) – нет лебедей.                   Нет (кого?) – ласточек. 

Нет (кого?) – нет утки.                         Нет (кого?) – грача.

Нет (кого?) – уток.                                Нет (кого?) – грачей.

«Чего не стало?»

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал. Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая, разноцветные ленточки (длинные и короткие), лошадки, утята. Мешок. Буратино.

 Воспитатель вносит в группу Буратино. У Буратино мешок.

— Что у тебя в мешке, Буратино?

Буратино «говорит», что принес ребятам игрушки.

— Вам интересно, какие игрушки у Буратино в мешке?

Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

— Что это? Матрешка? Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставим их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть?

Так достают и рассматривают все предметы.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны сказать, каких игрушек не стало.

На столе у воспитателя остаются три пары предметов: две матрешки, две пирамидки и две лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки. Чего не стало? Затем прячет ленточки, на их место ставит пирамидки. Чего не стало? И т. д. В конце воспитатель, убрав все игрушки, спрашивает: «Каких игрушек не стало?»

«Лото»

Цель: Упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падеже).

Материал. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка–матрешки, ведро–ведра, колесо–колеса, кольцо–кольца и т. д.) 

Ход: Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним. Обращается к детям.

— Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же игрушки, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Обязательно надо назвать игрушку.

Тот, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет или меньше всех картинок) дают шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. д. Задания придумывают вместе с детьми.

«Закончи предложение»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа неодушевлённых имён существительных мужского рода.

Упражнение с картинками 

Много игрушек в… (саду),

Грибы растут в … (лесу).

В комнате стоит много… (стульев), 

В спортзале лежит много… (мячей), 

В пенале много … (карандашей), 

Вещи хранят в … (шкафу).

«Кто где живёт?»

Цель: упражнять детей в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

 Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Выпускной бал

  Выпускной бал в детском саду   — это трогательный и незабываемый праздник, символ окончания прекрасной беззаботной поры. С одной стороны...