Консультация
«Проектная деятельность в детском саду»
Содержание работы:
1. Что представляет собой проектная работа в детском саду?
2. Виды проектов в детском саду.
3. В чем, собственно, заключается работа над проектом?
4. Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам.
Проектная работа в детском саду.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все в этом мире происходит впервые: и солнце светит, идет дождь, страх и радость.
Поэтому всем хорошо известно, что детей называют «почемучками».
Естественно самостоятельно ребенок не может найти ответы на интересующие его вопросы – в этом ему помогают взрослые.
Именно с целью помочь ребенку лучше познать окружающий его мир в дошкольных учреждениях широко используется метод проблемного обучения – или так называемый проектный метод обучения.
Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента его возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных этапов деятельности.
Родоначальником метода проектов принято считать Джона Дьюи (1859-1952), американского философа и педагога. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания». Обучение должно проходить как преимущественно игровая и трудовая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Педагог же будет только помогать в познании того, что заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо, сверх того. Однако, учитывая возраст воспитанников дошкольных учреждений, эта технология не универсальна. Поэтому проектная деятельность используется не вместо систематически организованной регламентированной деятельности, а наряду с ней, как компонент системы образования, вариант организации совместной и самостоятельной деятельности.
Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.
Содержание образовательной программы «Детство», по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.
«Что я знаю,
Что я хочу узнать,
Для чего мне это надо,
Где я могу это узнать
И как применить» - вот основной тезис своевременного понимания метода проектов.
Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной основной проблемой.
Виды проектов в детском саду.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов.
Ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
Информационно-практико-ориентированные – (дети собирают информацию и реализуют ее ориентируясь на социально-значимой информации («история войны в моей семье» и т.д.)
Исследовательские-– (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна)
Творческие – (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)
По продолжительности проекты бывают:
· краткосрочными (от 1 недели до 2недель)
· среднесрочными (от 1 месяца до 2 месяцев)
· долгосрочными (от полугода до года)
В настоящее время проекты классифицируются:
· по составу участников
· по целевой установке
· по тематике
· по срокам реализации.
Тематика проектов самая разнообразная.
Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.
Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то уже начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Мои любимые игрушки», «Азбука здоровья»
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является прежде всего развитие творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачами развития являются:
· Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
· Развитие познавательных способностей;
· Развитие творческого воображения;
· Развитие творческого мышления;
· Развитие коммуникативных навыков.
· Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте – это:
· Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
· Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (весте с педагогом)
· Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей.
Работа над проектом
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.
ПРОЕКТ – это 5 «П»: Проблема; Проектирование (планирование); Поиск информации; Продукт; Презентация.
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности. Заключительный этап проекта – следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.д.
Советы по работе над проектом.
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию доступную для их понимания с опорой на детский опыт (личный).
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотрудничества с ребенком используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение, фантазию детей.
10.Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам.
Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.
Воспитатель обязательно должен знать, как писать проект, поскольку все, что мы делаем в группе, должно быть оформлено документально.
Что обязательно должно быть написано в содержании проекта:
· Актуальность: необходимость проекта, на что направлено на решение вопросов. Например: «Патриотическое воспитание дошкольников».
· Теоретическое обоснование: написать анализ проблемы, коротко, почему важна реализация данного проекта для каждого участника, для детей, родителей, воспитателя. Например, что сейчас происходит снижение патриотизма, потеря интереса к истории родины, истории своего рода и т.п. И проект даст осознание детям и взрослым причастности к своей родине;
· Постановка проблемы: тоже зависит от темы проекта. Если это касается тематики Родины, то проблему можно сформулировать так: выяснить у детей, что такое Родина, что она значит для каждого человека.
· Название, тема, цель, задачи, тип проекта: название созвучно с темой, а задачи выходят из темы. Но могут быть универсальные цели для всех проектов: социальное, познавательное, физическое, эстетическое развитие детей соответственно возраста.
· Этапы реализации проекта.
· Ресурсы для реализации проекта: перечисляем методическую литературу, материалы методкабинета;
· Мероприятия в рамках проекта: если проест краткосрочный, то записываем то, что планируем провести за одно занятие. Долгосрочные предполагают много разных мероприятий: занятия, беседы, консультации с родителями, экскурсии, чтение литературы, прикладная деятельность;
· Результат проекта – исходит из целей и задач (итоговое мероприятие).
· Ожидаемый результат. Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Расширение связей ДОУ с социумом. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Итог: Таким образом метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Вывод: Консультация была целесообразна поскольку повысился уровень педагогической компетентности воспитателей в использовании современных образовательных технологий.
Консультация была результативна: педагоги узнали теоретические аспекты по руководству проектной деятельностью, поняли методику составления проектов.
У педагогов сформировалась мотивация для развития творческой инициативы, креативности, появилась уверенность в своих силах. Изменилось отношение педагогов к нововведениям в образовании.
Использованная литература:
1. Близнецова В.С." Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ"
2. Виноградова О.В. "Исследовательская проектная деятельность в ДОУ"
27.12.2024
Консультация
для родителей
«Семья
и семейные ценности»
Что такое семья?
Семья - основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью,
моральной и правовой ответственностью.
Для ребёнка семья - это среда, в которой
складываются условия его физического, психического, эмоционального и
интеллектуального развития.
Семья... На чем же должна строиться семья?
Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании?
Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные
ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие
деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и
пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи
рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том,
каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные
традиции.
О семейных традициях
Действительное стремление к семейному счастью
и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций.
Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали
нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех
вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
Семейные традиции - это духовная атмосфера
дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его
обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую
руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В
других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется
повышенное внимание к проблемам друг друга.
В каждом доме, за время его существования
складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их
ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций.
Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и
отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и
улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные,
то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам
жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы
не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.
Крайне сложно формировать семейную традицию,
если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело,
молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать
его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами
взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой
первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир
прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем –
передают свое ко всему этому отношение.
То, как ребенок впоследствии отнесется к себе,
окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь
может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием,
а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный,
неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.
Если большинство привычных семейных ритуалов
несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях
чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и
уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в
себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с
уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем
радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.
Начните с малого - чтение на ночь. Даже если
ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите,
только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга
должна учить ребенка, воспитывать его.
Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять
вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30
минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не
утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.
Семейные традиции и ритуалы:
- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного
уклада: "при любой погоде";
- в вашей семье состоится то, что заведено;
- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и
защищенности;
- настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие
жизни, когда каждый день – праздник";
- создают неповторимые детские воспоминания, о которых
малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
- Вам вполне по силам создать несколько семейных
традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не
забудьте только три главных правила:
- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким,
позитивным, запоминающимся;
- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы.
– Главное, чтобы в этом традиционном действии
было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть
семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная
семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым"
словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или
«Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую
половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы
прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день.
Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные
таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются
на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием
деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и
улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность
освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на
столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь
новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда
нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники
"национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и
узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости
поведения за столом, – например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот
еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки
"на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или
традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь,
но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно
отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью
вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения".
Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!
День рождения как шумный веселый праздник именно
с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший
подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится
принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни
рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему
особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на
специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать
галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое
детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа
или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен!
Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость
всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или
за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается,
улаживая внутренние конфликты.
Воскресные совместные просмотры фильмов не в
кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и
планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев,
делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того,
стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или
вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните,
что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у
ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым
живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают
детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых
домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, -
передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Да будет уютно и светло в Вашем доме!
15.11.2024
10.11.2024
Рекомендации для родителей
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Правильно
говорить в наше время могут немногие. Своей речью мы пользуемся для того, чтобы
передать свои мысли. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале
развития личности ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое
значение в психологическом развитии ребёнка.
21
век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их
развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше
встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Опыт работы показал, что в наш век, когда
родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование
речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи
в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и
в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым
трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину,
составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие
того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в
интеллектуальную деятельность.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей
необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую
моторику детей, проводить совместные игры, знакомить с художественной
литературой и разучивать стихи. Речь ребенка формируется под влиянием речи
взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики,
нормального речевого окружения и от воспитания, и обучения, которые начинаются
с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а
развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка
и служит показателем его общего развития. Мне хотелось бы наиболее глубоко
остановиться на развитии речи детей 6-7 лет.
Для определения слабых мест в
речевом развитии детей, нужно узнать какие умения, относящиеся к развитию речи,
необходимы ребенку 6-7 лет: произносить все звуки речи и различать их на слух,
использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением,
отвечать на вопросы и задавать их
- составлять рассказы о предметах
(по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок)
- находить слова с определенным
звуком
- составлять сложные предложения из
3-4 слов
- разбивать слова на слоги
- различать разные жанры
художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение, последовательно
передавать содержание небольших литературных текстов.
Что необходимо делать дома:
- В первую очередь, разговаривая с ребенком,
постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и
внятной.
- Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не
забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите
за своей речью, за её правильностью.
- Как можно
чаще общайтесь с ребенком в течение всего дня.
Тренировка
движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не
случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо
стимулировать речевое развитие
детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
Развитие мелкой моторики.
Для
развития мелкой моторики используйте:
- мозаику, коробочки для собирания мелких
камешков, наборы бусинок разной величины, пособия по застегиванию пуговиц и
завязыванию шнурков, пальчиковый театр.
-
Массаж руки: растирание, разминание и т.п., изобразительная деятельность:
раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
-
Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам;
штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Одна
из самых важных задач обучения дошкольников – это развитие связной речи. Каждый
ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и
последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость
и застенчивость,
быть
общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть
живой, непосредственной, выразительной.
После шести
лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем
мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.
Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
- в название
хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет.
Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и
т.п.;
- сюжет знакомой сказки переместить в другое
время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни»,
«Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
- предложить ребенку изменить концовку сказки,
используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета,
явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра
съедают таблетку от жадности
- предложить заглянуть в прошлое или будущее
сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти
потом
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь
играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты,
развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и
выразительным. Семья, в которой книга
сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители,
это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. Взрослые должны помнить,
что книга привлекает ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен
быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек
(книжка – вырубка, книжка – панорама), красивые и яркие иллюстрации.
Так же надо помнить о том, чтобы в
библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить,
развивающие его интеллект.
Родители должны помнить, что
чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем
лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. И напоследок хочется вам пожелать:
«Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!».
31.10.2024
Участие родителей
в проектной деятельности ДОУ
Уважаемые родители!!!
Каждый из вас видит своего ребенка успешным,
всесторонне развитым.
Помочь достичь успеха вашему ребенку поможет
проектная технология.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(китайская пословица)
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая
завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта
лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных
направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в
образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему
саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду
является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Преимущество проекта:
В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку
получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем,
который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Приобщает
ребенка к активному исследованию. Учит ребенка понимать собеседника, работать над
общей темой в коллективе. Развивает творчество, инициативу. Ребенок получит
возможность получить более глубокие знания и представления. В результате у
ребенка появится возможность более качественно подготовиться к обучению в
школе.
Какова же роль родителей в проектной
деятельности?
Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе
становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное
значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании,
сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и
образовании подрастающего поколения
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно,
необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение
родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими
причинами:
·
Во-первых,
в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно
самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
·
Во-вторых,
объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого
дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к
проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство
с ребёнком и педагогами ДОУ.
Формы участия родителей в проектной
деятельности:
·
Мотивационная
поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого
проекта.
·
Информационная
поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в
поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
·
Организационная
поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т.д.
·
Техническая
поддержка – фото- и видеосъёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Использование в работе с детьми дошкольного
возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка,
позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее
дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей
развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами
информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон,
который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А
также что немаловажно делает образовательный процесс открытым для активного
участия родителей.
Проектная деятельность является наиболее
перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не
остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с
детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся
ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.
Механизм
проектирования.
Взрослый – организатор детской продуктивной
деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной
руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому
характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения,
имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима
соответствующая организация предметно-развивающего пространства: в доступе у
ребенка размещаются документы, книги, различные предметы, энциклопедии,
доступные для его понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или
другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на
совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель –
ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому
ребенку обеспечивается признание его важности и необходимости в коллективе.
Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок,
аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль,
книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается
самостоятельность, активность, ответственность интерес к познанию.
Таким образом, проектная деятельность поможет связать
процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также
заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить
педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать,
планировать свою работу.
А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя
нужным, а значит, появится уверенность в себе.
Уважаемые родители, включайтесь в проектную деятельность нашей группы!
Это очень интересно и важно для вашего ребенка. Проявляйте активность и ваш
ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей
школьной жизни!
Комментариев нет:
Отправить комментарий